Департамент образования Администрации г.Екатеринбурга Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49 Утверждаю Директор МБОУ СОШ № 49 Каримова Е.Ю.___________ Приказ № 64/1 от «27» августа 2021 г. . Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественнонаучной направленности «Юный физик» Срок реализации: 1 год Возраст обучающихся: 14-16 лет Автор-составитель: Волохин Евгений Андреевич Екатеринбург, 2021 г. 2 Оглавление 1.Пояснительная записка…………………………………………….стр.3 2.Календарный учебный график…………………………………….стр.5 3.Учебный план программы…………………………………………стр.16 4.Содержание учебного плана ………………………………………стр.19 5.Система оценки результатов освоения программы………………стр.21 6.Форма подведения итогов………………………………………….стр.22 7.Литература…………………………………………………………..стр.22 8.Приложение…………………………………………………………стр.23 3 Пояснительная записка Кружок «Юный физик» способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд, способствуют развитию межпредметных связей, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике. Цель программы: формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности. Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ. Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации. Задачи: Обучающие : - развить и поддержать познавательный интерес к изучению физики как науки, ознакомить обучающихся с последними достижениями науки и техники, развить познавательный интерес при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий. Воспитательные: -воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры. Развивающие: -развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения. Срок реализации программы – 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 и 2,5 академических часа соответственно, 37 учебных недель, 4 166,5 часов в год, в группе по 10-15 человек. Это позволяет, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт воспитанников как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков. Виды деятельности: Занимательные опыты по разным разделам физики; Применение ИКТ; Занимательные экскурсии в область истории физики; Применение физики в практической жизни; Наблюдения за явлениями природы. Форма проведения занятий кружка: занятия проводятся в виде бесед, лекций, самостоятельной работы учащихся по конструированию приборов и технических устройств, лабораторных работ по изготовлению самодельных приборов. I.По окончании программы обучающиеся будут: Знать о природе важнейших физических явлений окружающего мира и умение качественно объяснять причину их возникновения; Уметь пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц; наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы; применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач; пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности; применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды; применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла; выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинноследственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы; докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации. 5 владеть экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы трения скольжения от веса тела, силы Архимеда от объема тела, периода колебаний маятника от его длины; использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.). Календарный учебный график по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе естественнонаучной направленности « Юный физик» на 2021-2022 учебный год № Дата 1 Первая неделя сентября 2 Первая неделя сентября 3 Вторая неделя сентября 4 Вторая неделя сентября 5 Третья Тема Используемый наглядный материал) Форма контрол я I. Механические явления(22,5ч) Вводное занятие. Правильность формулировки Беседа Инструктаж по охране цели эксперимента. труда и технике 1 опыт: графин с водой, безопасности на бумага. занятиях кружка. 2 опыт: бутылка с широким Основы эксперимента. горлышком, бумага, круто сваренное очищенное яйцо. 3 опыт: тарелка с водой, бумага, стакан, монета. Инерция. Эксперимент 1. Удар; Педагог Эксперимент «Удар» ученическая линейка, ическое несколько шашек, можно наблюде использовать монеты. ние Лаборат орная работа Эксперимент 1. Яйцо в Педагог Инерция. стакане : яйцо, стакан с ическое Эксперимент «Яйцо в водой, карточка, кольцо. наблюде стакане» ние Лаборат орная работа Инерция Эксперимент Эксперимент 1: две длинные Педагог «Необычная поломка» палки, два бумажных кольца. ическое Эксперимент 2: Понадобятся наблюде два карандаша и две палки. ние Лаборат орная работа Центробежная сила. Эксперимент 1: зонт, Педагог Кол-во часов 2,0 2,5 2,0 2,5 2,0 6 неделя сентября 6 Третья неделя сентября 7 Четвертая неделя сентября 8 Четвертая неделя сентября 9 Первая неделя октября 10 Первая неделя октября Эксперимент «Вращающийся зонтик» «Вращение воды» скомканный лист бумаги, резиновый мяч, носовой платок. Эксперимент 2: детское ведро с водой с привязанной к нему веревкой. Равновесие. Эксперимент 1: пластилин, Эксперимент « семечко подсолнуха, спички, Птичка». перышки, проволока. Эксперимент «Центр Эксперимент 2: картон тяжести» неправильной формы, нить, штатив, линейка, толстая иголка. Поверхностное Эксперимент 1: нетолстая натяжение. игла от швейной машинки, Эксперимент стакан с водой, капля масла. «Плавающая игла». Эксперимент 2: бокал с Эксперимент. водой, булавки или скрепки. «»Бездонный бокал Поверхностное натяжение Эксперимент « Мыльные пленки» ическое наблюде ние Лаборат орная работа Педагог ическое наблюде ние Лаборат орная работа Педагог ическое наблюде ние Лаборат орная работа Педагог ическое наблюде ние Лаборат орная работа Эксперимент 1: детская игрушка для выдувания мыльных пузырей, небольшая проволочная рамка разных форм, мыльный раствор с добавлением глицерина. Реактивное движение. Эксперимент 1: воздушные Педагог Эксперимент «Фокус шарики. ическое с шариком» наблюде ние Лаборат орная работа Волны на Эксперимент 1: большая Педагог поверхности ванна с вертикальными ическое жидкости. стенками, заполненная наблюде Эксперимент водой. ние «Картинка на воде» Лаборат орная работа 2,5 2,0 2,5 2,0 2,5 II Тепловые явления (4,5 ч) 11 Вторая неделя октября Способы Эксперимент 1: тонкий теплопередачи. картон, источник тепла Эксперимент «Змея и (светильник, плитка), спица, бабочка» воткнутая в пробку. 12 Вторая Способы Эксперимент 1: тонкий Педагог ическое наблюде ние Лаборат орная работа Взаимок онтроль Педагог 2,0 2,5 7 13 неделя октября теплопередачи .Эксперимент «Русская печка» Третья неделя октября Кристаллы картон, карандаш, линейка, клей, бумага, спички. III.Кристаллы(2,0 ч) Теоретическое практическое кристаллов, заранее в условиях. и Педагог изучение ическое полученных наблюде домашних ние Лаборат орная работа Взаимок онтроль IV.Давление(13,5ч) Давление твердых тел. Эксперимент 1: тетрадный Эксперимент «След» лист в клетку, карандаш, формула для расчета давления твердого тела (p=mg/s, где p –давление, mмасса, s-площадь). 14 Третья неделя октября 15 Четвертая неделя октября Давление жидкости. Эксперимент «Жидкость давит снизу вверх» Эксперимент « Давление не зависит от формы сосуда» 16 Четвертая неделя октября Давление газа. Эксперимент « Картезианский водолаз». Эксперимент «Случай с воронкой» 17 Пятая неделя октября Атмосферноедавление . Эксперимент «Почему не выливается» Эксперимент «Вода в стакане» ическое наблюде ние Лаборат орная работа Взаимок онтроль Педагог ическое наблюде ние Лаборат орная работа Взаимок онтроль Эксперимент 1: стеклянная Педагог трубка большого сечения, ическое картон, сосуд с водой, нитка. наблюде Эксперимент 2: сосуды ние разной формы, но с Лаборат одинаковыми отверстиями, орная большой сосуд с водой, работа бумажный кружок, метки. Взаимок онтроль Эксперимент 1: пластиковая Педагог бутылка, вода, пипетка с ическое подкрашенной водой. наблюде .Эксперимент 2.: воронка с ние отверстием, сосуд с водой. Лаборат орная работа Взаимок онтроль Эксперимент 1: стакан с Педагог водой, лист бумаги. ическое Эксперимент 2: бутылка изнаблюде под кетчупа, сваренное яйцо, ние бумага, спички. Лаборат орная работа Взаимок онтроль 2,0 2,5 2,0 2,5 2,0 8 18 Пятая неделя октября 19 Первая неделя ноября Атмосферное давление. Эксперимент«Сухая монета» Эксперимент1. Монета, стакан, тарелка Атмосферное Эксперимент 1: стакан и давление. сосуд с водой. Эксперимент «Яйцо в бутылке» V.Выталкивающее действие жидкости и газа(9ч) Выталкивающее Эксперимент 1: яйцо или действие жидкости. средних размеров Эксперимент картофелина, сосуд с чистой «Наподобие водой, соль. подводной лодки», Эксперимент 2: кусочки Эксперимент пластилина, ванна с водой. «Пластилин» 20 Первая неделя ноября 21 Вторая неделя ноября Выталкивающее действие жидкости. Эксперимент « Выталкивание воды погружённым в неё предметом» 22 Вторая неделя ноября Выталкивающее Эксперимент 1: папиросная действие газа бумага, ножницы, нитки, Эксперимент « легкий грузик. Парашют» 23 Третья неделя ноября Выталкивающее Эксперимент 1: шарик, действие газа бутылка с широким горлом, Эксперимент «Шарик вода, пищевая сода. на свободе» Эксперимент 1: Взять разные предметы, помещая в воду, проверить, тонут они или плавают, и вычислить объёмы предметов по количеству вытесненной ими воды. Педагог ическое наблюде ние Лаборат орная работа Взаимок онтроль Педагог ическое наблюде ние Лаборат орная работа Взаимок онтроль 2,5 Педагог ическое наблюде ние Лаборат орная работа Взаимок онтроль Педагог ическое наблюде ние Лаборат орная работа Взаимок онтроль Педагог ическое наблюде ние Лаборат орная работа Взаимок онтроль Педагог ическое наблюде ние Лаборат орная работа Взаимок онтроль 2,5 2,0 2,0 2,5 2,0 9 24 Третья неделя ноября 25 Четвертая неделя ноября 26 Четвертая неделя ноября 27 Первая неделя декабря 28 Первая неделя декабря 29 Вторая неделя декабря VI.Световые явления(7 ч) Образование тени и Эксперимент 1: настольная Педагог полутени. лампа с круглым плафоном ическое Эксперимент (Солнце), маленький шарик наблюде «Солнечные и лунные на подставке (Луна) и шарик ние затмения» побольше (Земля). Лаборат орная работа Взаимок онтроль Отражение света Эксперимент 1: лазерная Педагог Эксперимент указка, зеркало, вода. ическое «Отражение света от Эксперимент 1: стакан с наблюде поверхности воды» водой ние Эксперимент Полное Эксперимент 2: монета, Лаборат отражение чайная чашка, вода. орная Эксперимент работа «Невидимая монета» Взаимок онтроль Оптические приборы Эксперимент 1: лупа или Педагог Эксперимент «Лупа» линза в оправе. ическое Эксперимент Эксперимент 2: бинокль. наблюде «Бинокль» . ние Лаборат орная работа Взаимок онтроль VII. Оптические иллюзии(2 ч) Оптические иллюзии. Эксперимент 1: обман Педагог Обман зрения. зрения. ическое Эксперимент 2: наблюде промасленная бумага, ние картон, две лампы. Лаборат орная работа Взаимок онтроль VIII. Электрические явления(13,5ч) Электризация. Эксперимент 1: плоская Педагог Эксперимент «Живые пластмассовая расческа или ическое предметы» линейка, кусочки бумаги, наблюде тонкая струйка воды, ние собственные волосы. Лаборат орная работа Взаимок онтроль Электризация. Эксперимент 1: плоская Педагог Эксперимент пластмассовая расческа или ическое «Танцующие хлопья». линейка, кусочки бумаги, наблюде тонкая струйка воды, ние собственные волосы Лаборат орная работа 2,5 2,0 2,5 2,0 2,5 2,0 10 Взаимок онтроль Педагог ическое наблюде ние Лаборат орная работа Взаимок онтроль Педагог ическое наблюде ние Лаборат орная работа Взаимок онтроль Педагог ическое наблюде ние Лаборат орная работа Взаимок онтроль Вторая неделя декабря Электризация. Эксперимент «Странная гильза.» 31 Третья неделя декабря Электризация. Эксперимент «Энергичный песок». Эксперимент «Заколдованные шарики» Эксперимент 1: пластмассовая воронка, штатив, шар с электрометром, песок Эксперимент 2. два воздушных шарика. 32 Третья неделя декабря Электрические цепи. Эксперимент «Сортировка». Эксперимент «Волшебный компас» Эксперимент 1: бумажное полотенце, 1 чайная ложка (5 мл) соли, 1 чайная ложка (5 мл) молотого перца, ложка, воздушный шарик, шерстяной свитер Эксперимент 2: клей, квадратный кусочек дерева размером 2,5х2,5 см или деревянный кубик, швейная игла, ножницы, кусочек писчей бумаги, стеклянный (не пластиковый) стакан диаметром (длина линии, проведённой через центр окружности, образованной верхней кромкой стакана) не менее 5см, шерстяной свитер. 33 Третья неделя января Электрические цепи. Эксперимент 1:лимон, Эксперимент соленый огурец, электроды, «Необычная цепь» раствор медного купороса, гвоздь, с намотанным проводом, металлические кнопки, фотоэлемент, провода, низковольтная лампочка, ключ, гальванометр Педагог ическое наблюде ние Лаборат орная работа Взаимок онтроль 2,0 IX.Магнитные явления(7 ч) Магниты и их Эксперимент 1: два магнита взаимодействие. полосовых, дугообразный Эксперимент магнит, железные опилки, «Фокусы с лист бумаги Педагог ическое наблюде ние 2,5 30 34 Третья неделя января Эксперимент 1: гильза из фольги, подставка, стеклянная палочка. 2,5 2,0 2,5 11 магнитами» 35 36 Четвертая неделя января Четвертая неделя января Фокусы с магнитами Эксперимент «Притяжение». Эксперимент «Волчок» Эксперимент 1: магнит, иголка, блюдце, вода. Эксперимент 2: тонкая палочка, магнит. картон, булавка, Эксперимент 2: четыре медных стержня, обод из тонкой железной проволоки, вязальная спица, пробковый кружок, перламутровая пуговица, стеклянная бусина, подковообразный магнит, спиртовка. X.Опыты и эксперименты с магнитами(11 ч) Магнитная пушка Опыт иллюстрирует, как отрицательное изменение магнитной потенциальной энергии провоцирует положительное изменение кинетической энергии стальных шариков. Фокусы с магнитами Эксперимент «Новый двигатель» 37 Пятая неделя января 38 Пятая неделя января Магнитные танцы 39 Первая неделя февраля Динамик из При помощи магнита, пластиковых тарелок проволоки и пластиковых тарелок можно изготовить вполне функционирующий динамик. 40 Первая неделя февраля Компас намагниченной на воде Опыт иллюстрирует, как магнит взаимодействует с железом в разных его формах и не взаимодействует с медью. из Одну половину иглы, иглы лежащую на бумажном круге на воде, намагнитить одним полюсом магнита, а вторую Лаборат орная работа Взаимок онтроль Педагог ическое наблюде ние Лаборат орная работа Взаимок онтроль Педагог ическое наблюде ние Лаборат орная работа Взаимок онтроль Педагог ическое наблюде ние Лаборат орная работа Взаимок онтроль Педагог ическое наблюде ние Лаборат орная работа Взаимок онтроль Педагог ическое наблюде ние Лаборат орная работа Взаимок онтроль Педагог ическое наблюде ние 2,0 2,5 2,0 2,5 2,0 2,5 12 противоположным, бумажный круг компасом. 41 Вторая неделя февраля 42 Вторая неделя февраля 43 Третья неделя февраля то Лаборат станет орная работа Взаимок онтроль Магнит и виноград Виноград отталкивается от Педагог опыты с магнитным магнита. ическое полем наблюде ние Лаборат орная работа Взаимок онтроль XI.Физика и химия(13,5 ч) Физика на кухне. Педагогическое Эксперим Эксперимент наблюдение ент 1: две «Домашняя Лабораторная работа соломинк газированная вода» Взаимоконтроль и разного Эксперимент « Живые диаметра, дрожжи» пластиков Эксперимент « ая Шпионы» бутылка, стакан с водой, разбавлен ной вареньем, сода, уксус. Эксперим ент 2: бутылка, теплая вода, дрожжи, сахар. Эксперим ент 3: молоко, лимонный сок, свеча. Физика на кухне Эксперимент «Вулкан» Эксперимент « Корабли на подносе» Эксперимент 1: питьевая сода, краситель ( марганцовка, гуашь или краска для пасхальных яиц), средство для мытья посуды, уксус. Эксперимент 2: несколько кусочков мела, спички с заостренными концами. Эксперимент 3: сырое куриное яйцо, стакан с уксусом. Педагог ическое наблюде ние Лаборат орная работа Взаимок онтроль 2,0 2,5 2,0 13 44 Третья неделя февраля 45 Четвертая неделя февраля 46 Четвертая неделя февраля 47 Первая неделя марта 48 Первая неделя марта 49 Вторая неделя марта Физика на кухне Эксперимент «Вращающееся яйцо» Эксперимент «Движение спичек на воде» Эксперимент 1: сырое Педагог куриное яйцо, стакан с ическое уксусом. наблюде Эксперимент 2: блюдце с ние водой, спички (зубочистки), Лаборат кусочек сахара орная работа Взаимок онтроль Физика на кухне Эксперимент1: двухлитровая Педагог Эксперимент «Джин бутылка из-под лимонада, ическое из бутылки». монета, которой можно наблюде Эксперимент накрыть горлышко бутылки, ние «Надежная бумага» чашка воды; Лаборат Эксперимент «Висит Эксперимент 2:лист бумаги, орная без веревки». пустая стеклянная банка, две работа жестяные банки. Взаимок онтроль Физика на кухне Эксперемент1: колечко из Педагог Эксперимент «Висит проволоки, нитки, спички, ическое без веревки». раствор соли. наблюде ние Лаборат орная работа Взаимок онтроль .Эксперимент «Лимон Эксперемент1: колечко из Педагог запускает ракету в проволоки, нитки, спички, ическое космос». раствор соли. наблюде ние Лаборат орная работа Взаимок онтроль XII.Статика(11,5ч) Электрический ритм Опыт демонстрирует, как Педагог статическое электричество ическое может привести в движение наблюде металлический предмет. ние Лаборат орная работа Взаимок онтроль Электроскоп своими Опыт иллюстрирует Педагог руками свойства статического ическое электричества и наблюде электропроводность ние некоторых материалов. Лаборат орная работа Взаимок 2,5 2,0 2,5 2,0 2,5 2,0 14 50 Вторая неделя марта 51 Третья неделя марта 52 Третья неделя марта онтроль Опыт показывает Педагог возможность ическое уравновешивания силы наблюде тяжести, действующей на ние тело, силой электрического Лаборат поля. орная работа Взаимок онтроль Струи воды и статика Опыт демонстрирует, как Педагог при помощи статического ическое электричества можно наблюде изменить направление ние водяных струй. Лаборат орная работа Взаимок онтроль Воздушный шарик, Шарик заряжается Педагог хлопья и статическое статическим электричеством ическое электричество когда его трут о шерстяную наблюде поверхность. После этого к ние нему притягиваются овсяные Лаборат хлопья. орная работа Взаимок онтроль Ватное облако 2,5 2,0 2,5 XIII. Поверхностное натяжение (11 ч) 53 Четвертая неделя марта Упрямый шарик поверхностное натяжение и Опыт иллюстрирует действие сил поверхностного натяжения. Если налить воду в стакан до самого верха, образуется сферическая шапка, к центру которой стремится теннисный шарик. 54 Четвертая неделя марта Рисунки лаком на Капли лака для ногтей на поверхности воды воде создают причудливые узоры, которые потом можно перенести на твердый предмет. Первая неделя апреля Мыльный ускоритель 55 Маленькая капля мыльного раствора может послужить "топливом" для лодочки и прокатить ее с ветерком Педагог ическое наблюде ние Лаборат орная работа Взаимок онтроль Педагог ическое наблюде ние Лаборат орная работа Взаимок онтроль Педагог ическое наблюде ние Лаборат орная 2,0 2,5 2,0 15 Поверхностное натяжение и нитка 56 Первая неделя апреля Нитка катается по поверхности мыльной пленки словно по льду и не падает даже в вертикальном положении 57 Вторая неделя апреля Молоко и жидкое При добавлении краски в мыло – рисуем на молоко, на поверхности молоке образуются красивые разливы от краски. При добавлении жидкого мыла, краска сбивается в полоски и образуют неожиданные рисунки на поверхности молока. работа Взаимок онтроль Педагог ическое наблюде ние Лаборат орная работа Взаимок онтроль. Педагог ическое наблюде ние Лаборат орная работа Взаимок онтроль 2,5 2,0 XIV.Занимательные опыты при полном отсутствии физического оборудования(20,5 ч) 58 Вторая неделя апреля 59 Третья неделя апреля 60 Третья неделя апреля 61 Четвертая неделя апреля Опыт «Не замочив рук» Опыт «Подъем тарелки с мылом» Оборудование: тарелка или Педагог блюдце, монета, стакан, ическое бумага, спички. наблюде Оборудование: тарелка, ние кусок хозяйственного мыла. Лаборат орная работа Взаимок онтроль Опыт «Волшебная Оборудование: стакан с Педагог вода» водой, лист плотной бумаги. ическое Опыт «Тяжелая Оборудование: рейка длиной наблюде газета» 50-70 см, газета, метр. ние Лаборат орная работа Взаимок онтроль «Как быстро погаснет Оборудование: стеклянный Педагог свеча» сосуд с водой, стеариновая ическое свеча, гвоздь, спички. наблюде ние Лаборат орная работа Взаимок онтроль «Несгораемая бумага» Оборудование: Педагог металлический стержень, ическое «Несгораемый полоска бумаги, спички, наблюде 2,5 2,0 2,5 2,0 16 платок» 62 63 64 65 66 67 свеча (спиртовка). ние Оборудование: штатив с Лаборат муфтой и лапкой, спирт, орная носовой платок, спички работа Взаимок онтроль Четвертая Колебания и звук Оборудование: спичечных Педагог неделя коробка, нитки, пустые ическое апреля стеклянные бутылки, бокал, наблюде деревянные и металлические ние линейки, камертон, Лаборат молоточек. орная работа Взаимок онтроль Пятая Чернильные вихри Оборудование: палочка, Педагог неделя бумажный круг ическое апреля наблюде ние Лаборат орная работа Взаимок онтроль Пятая Звук и слух Оборудование: две тарелки, Педагог неделя часы ическое апреля наблюде ние Лаборат орная работа Взаимок онтроль Первая Рисование перед Оборудование: зеркало, лист, Педагог неделя мая зеркалом карандаш ическое наблюде ние Лаборат орная работа Взаимок онтроль Первая «Не замочив рук» Оборудование: тарелка или Педагог неделя мая «Подъем тарелки с блюдце, монета, стакан, ическое мылом» бумага, спички. наблюде Оборудование: тарелка, ние кусок хозяйственного мыла. Лаборат орная работа Взаимок онтроль XV.Биофизика(13,5 ч) Вторая Познай самого себя. Рассчитать механические Педагог неделя мая характеристики человека: ическое объём тела, площадь наблюде 2,5 2,0 2,5 2,0 2,5 2,0 17 68 Вторая неделя мая Познай самого себя. 69 Третья неделя мая Познай самого себя. 70 Третья неделя мая Познай самого себя. 71 Четвертая неделя мая Познай самого себя. 72 Четвертая неделя мая Практическое занятие. 73 Четвертая неделя мая Экскурсия ИЦАО Итого : поверхности тела человека, ние плотность, давление, скорость, Лаборат мощность, жизненную орная ёмкость лёгких. работа Взаимок онтроль Рассчитать механические Педагог характеристики человека: ическое объём тела, площадь наблюде поверхности тела человека, ние плотность, давление, скорость, Лаборат мощность, жизненную орная ёмкость лёгких работа Взаимок онтроль Рассчитать механические Педагог характеристики человека: ическое объём тела, площадь наблюде поверхности тела человека, ние плотность, давление, скорость, Лаборат мощность, жизненную орная ёмкость лёгких работа Взаимок онтроль Рассчитать механические Педагог характеристики человека: ическое объём тела, площадь наблюде поверхности тела человека, ние плотность, давление, скорость, Лаборат мощность, жизненную орная ёмкость лёгких работа Взаимок онтроль Рассчитать механические Педагог характеристики человека: ическое объём тела, площадь наблюде поверхности тела человека, ние плотность, давление, скорость, Лаборат мощность, жизненную орная ёмкость лёгких работа Взаимок онтроль Творческий отчет Творчес кий отчет Экскурсия Экскурс ия 2,5 2,0 2,5 2,0 2,5 6 166,5 18 Учебный план программы № П п/п Наименование разделов и тем Количество часов Форма контроля Теория Практи Всего ка Механические явления 1 1 10 12,5 22.5 Тепловые явления 2 2 2 2,5 4,5 1 1 2 6,5 7 13,5 2,5 6,5 9 2,5 4,5 7 1 1 2 Кристаллы 3 3 Давление 4 4 5 Выталкивающее действие 5 жидкости и газа Световые явления 6 6 Оптические иллюзии 8 7 Электрические явления 7 8 4,5 9 13,5 2,5 5 7,5 4,5 6,5 11 4,5 9 13,5 6,5 5 11,5 Магнитные явления 8 9 10 Опыты и эксперименты с 9 магнитами Физика и химия 1 11 Статистика 1 12 Педагогическое наблюдение Эксперимент Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Эксперимент Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Лабораторная работа Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Эксперимент Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Эксперимент Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Эксперимент Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Эксперимент Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Эксперимент Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Эксперимент Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Эксперимент Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Эксперимент Взаимоконтроль 19 Поверхностное натяжение 1 13 14 6,5 Занимательные опыты при полном отсутствии физического оборудования Биофизика 1 15 Экскурсия 1 16 1 Всего: 2 4,5 5 11 1 18.5 20.5 9 13,5 4 4 60,5 106 Педагогическое наблюдение Эксперимент Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Эксперимент Взаимоконтроль Экскурсия 166,5 II. Содержание I.Механические явления(22,5ч) Вводное занятие. Инструктаж по охране труда и технике безопасности на занятиях кружка. Основы эксперимента. Правильность формулировки цели эксперимента. Инерция. Эксперимент «Удар. Эксперимент «Яйцо в стакане. Эксперимент « Необычная поломка». Центробежная сила. Эксперимент « Вращающийся зонтик» «Вращение воды». Равновесие. Эксперимент «Птичка».Эксперимент «Центр тяжести» Поверхностное натяжение. Эксперимент «Плавающая игла». Эксперимент. «»Бездонный бокал». Эксперимент « Мыльные пленки». Реактивное движение. Эксперимент «Фокус с шариком» Волны на поверхности жидкости. Эксперимент «Картинка на воде» II. Тепловые явления (4,5 ч) Способы теплопередачи. Э Эксперимент «Змея и бабочка» III.Кристаллы (2 ч) Практическое изучение кристаллов, полученных заранее в домашних условиях. IV.Давление (13,5 ч) Давление твердых тел. Эксперимент «След». Давление жидкости. Эксперимент «Жидкость давит снизу-вверх» Эксперимент «Давление не зависит от формы сосуда». Давление газа. 20 Эксперимент « Картезианский водолаз». Эксперимент «Случай с воронкой» Атмосферное давление. Эксперимент «Почему не выливается» Эксперимент «Вода в стакане». Эксперимент» Сухая монета». Эксперимент «. Яйцо в бутылке» Эксперимент «Выталкивание воды погружённым в неё предметом».Эксперимент «Сухая монета». Эксперимент «Яйцо в бутылке». V.Выталкивающее действие жидкости и газа (9 ч) Выталкивающее действие жидкости. Эксперимент « Наподобие подводной лодки», Эксперимент «Пластилин». Выталкивающее действие газа Эксперимент « Парашют». Эксперимент « Шарик на свободе». VI.Световые явления (7 ч) Образование тени и полутени. Эксперимент «Солнечные и лунные затмения. Отражение света Эксперимент «Отражение света от поверхности воды». Отражение света Эксперимент «Отражение света от поверхности воды».Оптические приборы Эксперимент «Лупа» Эксперимент «Бинокль» VII. Оптические иллюзии (2 ч) Обман зрения. Оптические иллюзии. VIII.Электрические явления (13,5ч) Электризация Эксперимент «Живые предметы». Эксперимент «Танцующие хлопья». Эксперимент “Странная гильза». Эксперимент «Энергичный песок». Эксперимент «Заколдованные шарики». Электрические цепи Эксперимент Сортировка. Эксперимент «Волшебный компас». Эксперимент «Сортировка». Эксперимент «Волшебный компас» IX. Магнитные явления (7,5ч) Магниты и их взаимодействие. Эксперимент «Фокусы с магнитами». Фокусы с магнитами Эксперимент «Притяжение». Эксперимент «Волчок» X.Опыты и эксперименты с магнитами(11 ч) Магнитная пушка. Магнитные танцы. Динамика из пластиковых тарелок. Компас из намагниченной иглы на воде. Компас из намагниченной иглы на воде. Магнит и виноград - опыты с магнитным полем. XI.Физика и химия(13,5 ч) Физика на кухне. 21 Эксперимент «Домашняя газированная вода». Эксперимент « Живые дрожжи» Эксперимент « Шпионы». Эксперимент «Вулкан». Эксперимент « Корабли на подносе». Эксперимент «Вращающееся яйцо» Эксперимент «Движение спичек на воде». Эксперимент «Джин из бутылки». Эксперимент «Надежная бумага». Эксперимент «Висит без веревки». Эксперимент «Лимон запускает ракету в космос». Эксперимент «Исчезающая монетка» XII. Статистика (11,5 ч) Эксперимент «Электрический ритм». Эксперимент «Электроскоп своими руками». Эксперимент «Ватное облако». Эксперимент «Струи воды». Эксперимент «Воздушный шарик, хлопья и статическое электричество» XIII.Поверхностное натяжение (11 ч) Упрямый шарик и поверхностное натяжение. Рисунки лаком на поверхности воды. Мыльный ускоритель. Поверхностное натяжение и нитка. Молоко и жидкое мыло – рисуем на молоке. XIV.Занимательные опыты при полном отсутствии физического оборудования (20,5 ч) Опыт «Не замочив рук». Опыт «Подъем тарелки с мылом. Опыт «Подъем тарелки с мылом». Опыт «Волшебная вода». Опыт «Тяжелая газета». Опыт «Как быстро погаснет свеча». Опыты«Несгораемая бумага»и«Несгораемый платок». Опыт «Колебания и звук.».Опыт«Чернильные вихри».Опыт «Звук и слух». ХV.Биофизика (13,5 ч) Познай самого себя. Рассчитать механические характеристики человека: объём тела, площадь поверхности тела человека, плотность, давление, скорость, мощность, жизненную ёмкость лёгких. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Диагностика процесса освоения программы «Юный физик» отражает деятельностную направленность обучения и строится на основе трехуровневой модели физической подготовки: элементарная физическая грамотность, функциональная физическая грамотность, творческое развитие. Элементарная физическая грамотность предусматривает знание теории, владение умениями и навыками построения простейших физических моделей с использованием стандартного набора инструментов. Функциональная физическая грамотность предполагает владение навыками решения физических задач с применением теории, в том числе: -создание и обоснование динамической модели, отражающей условие задачи; -описание алгоритма решения; -доказательство полученных результатов. Творческое развитие оценивается как способность проводить исследование, выдвигать гипотезы и осуществлять доказательство полученных выводов. 22 1. 2. 3. 4. 5. Совокупность вышеперечисленных компонентов обеспечивает оценку знания теории, навыков создания динамических моделей физических объектов, умений решать и ставить учебные и учебно-исследовательские задачи. Система оценки результатов освоения программы состоит из текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации обучающихся . Текущий контроль обучающихся проводится с целью установления фактического уровня теоретических знаний и практических умений и навыков по темам (разделам) дополнительной общеразвивающей программы. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется педагогом по каждой изученной теме. Достигнутые обучающимися умения и навыки заносятся в диагностическую карту. Текущий контроль может проводиться в следующих формах: творческие работы, самостоятельные работы репродуктивного характера; выставки; срезовые работы; вопросники, тестирование; защита творческих работ, проектов; конференция; Обучающимся, полностью освоившему дополнительную общеразвивающую программу, и успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается свидетельство о дополнительном образовании. Обучающимся, не прошедшим аттестацию или получившим неудовлетворительные результаты выдаётся справка об обучении или о периоде обучения. Формы подведения итогов: Итоговый контроль проводится в конце учебного года. В результате освоения программы курса обучающиеся должны защитить проект или представить презентацию. Формы итоговой работы: Сообщения, доклады, презентация творческих работ Литература Кабардин О.Ф. Внеурочная работа по физике – Москва: Просвещение, 1983. Ландсберг Г.С. Элементарный учебник физики. – Москва: Наука, 1975. СуорцКл.Э. Необыкновенная физика обыкновенных явлений. – Москва: Наука, 2001. Тарг С.М. Физический энциклопедический словарь. – Москва: Советская энциклопедия, 1963. Физика – юным. Часть I. / Сост.М.Н. Ергомышева-Алексеева. – Москва: Просвещение, 1969. – 184 с Интернет- ресурсы 1.http://www.alleng.ru/edu/phys - образовательные ресурсы по физике. 2. http://festival.1september.ru 23 Приложения к дополнительной общеразвивающей программе « Юный физик» 1. Оценочные материалы, обеспечивающие реализацию образовательной программы. Тест «КИНЕМАТИКА» 1. Перемещение это: a) векторная величина; b) скалярная величина; c) может быть и векторной и скалярной величиной; d) правильного ответа нет. 2. При прямолинейном движении скорость направлена: a) туда же, куда направлено перемещение; b) против направления перемещения; c) независимо от направления перемещения. 3. При криволинейном движении мгновенная скорость материальной точки в каждой точке траектории направлена: a) по траектории; b) по касательной к траектории в этой точке; c) по радиусу кривизны траектории. 4. Средняя скорость характеризует: a) равномерное движение; b) неравномерное движение. 5. Направление ускорения всегда совпадает с: a) направлением скорости; b) направлением перемещения; c) направлением вектора изменения скорости. 6. Два поезда движутся навстречу друг другу по прямолинейному участку пути. Один из них движется ускоренно, второй замедленно. Их ускорения направлены: a) в одну сторону; b) в противоположные стороны; c) однозначно об их направлениях нельзя сказать. 7. Локомотив разгоняется до скорости 20м/с, двигаясь по прямой с ускорением 5м/с2. Начальная скорость его равна нулю. Сколько времени длится разгон? a) 0,25с; b) 2с; 24 c) 100с; d) 4с. 8.При подходе к станции поезд уменьшил скорость на 10 м/с в течение 20 с. С каким ускорением двигался поезд? a) -0,5м/с2; b) 2 м/с2; c) 0,5 м/с2; d) -2 м/с2. 9. Автомобиль, трогаясь с места, движется с ускорением 3 м/с2. Через 4с. скорость автомобиля будет равна: a) 12м/с; b) 0,75м/с; c) 48м/с; d) 4м/с. 10. В каком случае модуль ускорения больше? a) тело движется с большой постоянной скоростью; b) тело быстро набирает или теряет скорость; c) тело медленно набирает или теряет скорость. ОТВЕТЫ: 1.а; 2.а; 3.b; 4.b; 5c; 6a; 7d; 8a; 9a; 10b. ОЦЕНКА: «5»- 90% выполнения «4»- 80% «3»-60% Тест «ДИАМИКА» 1.Инерциальная система отсчета- это система отсчета, в которой… a) любое ускорение, приобретаемое телом, объясняется действием на него других тел; b) ускорение, приобретаемое телом, не объясняется действием на него других тел; c) любая скорость, приобретаемая телом, объясняется действием на него других тел; d) правильного ответа нет. 2. Мера инертных свойств тел называется… a) силой; b) массой; c) инерцией; d) силой трения. 25 3. Векторная величина, характеризующая действие одного тела на другое, являющаяся причиной его деформации или изменения скорости, и определяемая произведением массы тела на ускорение его движения называется… a) массой; b) инерцией; c) силой; d) силой трения. 4. Физический смысл силы: сила… a) показывает, на сколько изменяется скорость тела за единицу времени; b) численно равна единице, если тело массой 1 кг. сообщено ускорение 1м/с2; c) показывает, на сколько изменилось ускорение за единицу времени; d) правильного ответа нет. 5. Первый закон Ньютона утверждает, что… a) скорость тела меняется при переходе из одной системы отсчета в другую; b) в инерциальной системе отсчета скорость тела не меняется если, сумма сил действующих на тело, равна нулю; c) тела взаимодействуют с силами, равными по модулю, но противоположными по направлению; d) на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила. 6. Равнодействующая всех сил, действующих на тело, равна нулю, при это тело… a) движется равномерно прямолинейно; b) движется равномерно по окружности в горизонтальной плоскости; c) находится в состоянии покоя; d) движется равномерно прямолинейно или находится в состоянии покоя. 7. Тело массой 20 кг., движущееся в инерциальной системе под действием силы 60Н, приобретает ускорение равное… a) 0,3 м/с2; b) 40 м/с2; c) 3 м/с2; d) 80 м/с2. 8. Два мальчика с одинаковой массой тел взялись за руки. Первый мальчик толкнул второго с силой 105Н. Сила, с которой толкнул второй мальчик первого, равна… a) 210 Н.; b) 105 Н.; c) 50 Н.; 26 d) 0 Н. 9. Пружина жесткостью 25Н/м изменяет свою длину от 40 до 35 см. под действием силы, равной… a) 10 Н.; b) 7,5 Н.; c) 5,25 Н.; d) 1,25 Н. 10. Динамометр с подвешенным грузом весом 3Н. свободно падает. Определите показания динамометра. a) 0 Н.; b) 3 Н.; c) -3 Н.; d) 9,8 Н. 27