Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49 ПРИНЯТО Педагогическим советом МБОУ СОШ № 49 протокол № 1 От «30» августа 2024 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ № 49 приказ от 29.08.2024 № 76 ______/Каримова Е.Ю./ УЧЕБНЫЙ ПЛАН для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 2024/2025 Пояснительная записка Федеральный учебный план МБОУ СОШ 49 образовательных организаций Российской Федерации (далее - Учебный план), реализующих ФАООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план утвержден с учетом мнения Совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся школы, принят решением Педагогического совета школы. Учебный план является частью ФАООП УО (вариант 1) сформирован в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральным Законом Российской Федерации “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья” от 19.12.2014 № 1598; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования” от 22.03.2021 №115; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 “Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" от 28.09.2020 № 28 (далее СП 2.4.3648-20); Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации “Об утверждении Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 - «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания” от 28.01.2021 №2 (далее СанПиН 1.2.3685-21); Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 “Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)” № СП 3.1/2.4.3598-20, 16, 3.1/2.4.3598-20 от 30.06.2020; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации “Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность” от 21.09.2022 № 858; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации “Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования” от 09.06.2016 № 699; Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья” от 24.11.2022 № 1023 (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 N 72654). Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Недельный учебный план представлен по этапам обучения: 1 этап - I - IV или I дополнительный, I - IV классы; 2 этап - V - IX классы; 3 этап - X - XII классы. Срок обучения по АООП составляет 9 - 13 лет. Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I дополнительном и в I классе и 34 учебных недель в году со II по XII класс. Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс), 5066 академических часов на 2 этапе обучения (V - IX класс) и 3060 часов на 3 этапе (X - XII класс). На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться для обучающихся с умственной отсталостью разных нозологических групп и определяется в соответствии с представленными ниже учебными планами. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью: формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционно развивающими занятиями). Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из часов внеурочной деятельности. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г. Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. Учебный план общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 2024-2025 учебный год Учебные предметы Количество часов в неделю по классам (2, 5-9) 2 5 6 8 Предметные области Обязательная часть Язык и речевая практика Математика Естествознание Человек и общество Искусство Физическая культура Технология Русский язык Чтение (Литературное чтение) Речевая практика Математика Информатика Природоведение Биология Мир природы и человека География Мир истории Основы социальной жизни История Отечества Рисование (изобразительное искусство) Музыка Адаптивная физическая культура Ручной труд Всего 3 4 4 4 4 4 4 4 15 16 2 4 1 1 4 2 2 2 4 2 2 2 2 - 3 1 2 2 2 2 - 2 15 1 4 2 1 4 2 6 2 3 1 3 1 2 2 2 2 9 1 - - - 1 Профильный труд 6 6 7 Итого 20 27 28 29 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Изобразительное искусство 1 Социально-бытовая ориентировка 1 1 1 Музыка 1 1 Культура безопасности жизнедеятельности 1 1 Итого 3 2 2 Максимально допустимая недельная нагрузка 23 29 30 30 (при 5-дневной учебной неделе) 19 104 1 3 2 2 8 112 Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область) Ритмика 1 1 1 1 4 Логопедические занятия коррекция нарушений устной и письменной речи Учитель-дефектолог 2 2 2 2 8 1 1 1 1 4 Развитие психомоторики и сенсорных процессов (педагог-психолог) 2 2 2 2 8 Внеурочная деятельность (иная) 4 4 4 4 16 Всего к финансированию 33 39 40 40 152