УП УО 2024-2025

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 49

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБОУ СОШ № 49
протокол № 1
От «30» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ № 49
приказ от 29.08.2024 № 76
______/Каримова Е.Ю./

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
2024/2025

Пояснительная записка
Федеральный учебный план МБОУ СОШ 49 образовательных организаций Российской Федерации
(далее - Учебный план), реализующих ФАООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

Учебный план утвержден с учетом мнения Совета родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся школы, принят решением
Педагогического совета школы.
Учебный план является частью ФАООП УО (вариант 1) сформирован
в
соответствии
со следующими нормативными документами:
Федеральным Законом Российской Федерации “Об образовании в Российской
Федерации” от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации “Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья” от 19.12.2014 № 1598;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации “Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования” от 22.03.2021 №115;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
"Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 “Санитарно- эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" от 28.09.2020 № 28
(далее СП 2.4.3648-20);
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
“Об утверждении Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
-

«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания” от 28.01.2021 №2 (далее СанПиН
1.2.3685-21);
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
“Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 “Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)” № СП 3.1/2.4.3598-20, 16, 3.1/2.4.3598-20
от 30.06.2020;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации “Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность” от
21.09.2022

№ 858;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации “Об утверждении
перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования” от 09.06.2016 № 699;
Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации “Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья” от 24.11.2022 № 1023 (Зарегистрировано в
Минюсте России 21.03.2023 N 72654).
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания
образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в
качестве одного из основных механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения:
1 этап - I - IV или I дополнительный, I - IV классы;
2 этап - V - IX классы;
3 этап - X - XII классы.
Срок обучения по АООП составляет 9 - 13 лет.

Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I дополнительном и в I
классе и 34 учебных недель в году со II по XII класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов на 1
этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс), 5066 академических часов на 2 этапе обучения
(V - IX класс) и 3060 часов на 3 этапе (X - XII класс).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и
коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность,
заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью
коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана
входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их
изучение по классам (годам) обучения.
Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться для
обучающихся с умственной отсталостью разных нозологических групп и определяется в соответствии с
представленными ниже учебными планами.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью:
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для каждой группы
обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной
части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность, включающая
коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено обязательными
коррекционными курсами (коррекционно развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение
может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических
особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционноразвивающей области, не
учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при
определении объемов финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из часов
внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные организации
предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их
развитие.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для

обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю на
обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной
направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей
(пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28
(зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный
N 61573), действующим до 1 января 2027 г.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу
особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных
предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные
учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание
дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов,
программ сопровождается тьюторской поддержкой.

Учебный план общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
2024-2025 учебный
год
Учебные предметы
Количество часов в неделю по
классам (2, 5-9)
2
5
6
8

Предметные
области
Обязательная часть
Язык и речевая
практика
Математика
Естествознание

Человек и общество
Искусство

Физическая культура
Технология

Русский язык
Чтение
(Литературное чтение)
Речевая практика
Математика
Информатика
Природоведение
Биология
Мир природы и человека
География
Мир истории
Основы социальной жизни
История Отечества
Рисование (изобразительное
искусство)
Музыка
Адаптивная физическая
культура
Ручной труд

Всего

3
4

4
4

4
4

4
4

15
16

2
4
1
1

4
2
2
2

4
2
2
2
2
-

3
1
2
2
2
2
-

2
15
1
4
2
1
4
2
6
2
3

1
3

1
2

2

2

2
9

1

-

-

-

1

Профильный труд

6
6
7
Итого
20
27
28
29
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Изобразительное искусство
1
Социально-бытовая ориентировка
1
1
1
Музыка
1
1
Культура безопасности жизнедеятельности
1
1
Итого
3
2
2
Максимально допустимая недельная нагрузка
23
29
30
30
(при 5-дневной учебной неделе)

19
104
1
3
2
2
8
112

Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область)
Ритмика

1

1

1

1

4

Логопедические занятия коррекция нарушений
устной и письменной речи
Учитель-дефектолог

2

2

2

2

8

1

1

1

1

4

Развитие психомоторики и сенсорных
процессов (педагог-психолог)

2

2

2

2

8

Внеурочная деятельность (иная)

4

4

4

4

16

Всего к финансированию

33

39

40

40

152


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».